Сайты медицинского туризма: агрегаторы как новая онлайн-реальность

Дата публикации: 10.06.2025

Обновлено: 17.06.2025

 

Год начала пандемии дал мощный импульс развитию электронной торговли, так называемому e-commerce. И многие компании вынужденно посмотрели в сторону сбыта своих товаров и услуг через интернет, а также в спину тех дальновидных счастливчиков, кто давно и успешно развивает онлайн-коммерцию.

Один из все более популярных каналов продаж в интернете — это сайты-агрегаторы. Через них продает как малый бизнес, у которого мало своих ресурсов на самостоятельное продвижение в интернете, так и крупные организации, которые ведут статистику продаж и с цифрами в руках понимают, что этот канал сбыта дает существенное увеличение оборота. И рынок медуслуг — не исключение. Особенно с учетом того, что иностранные пациенты ищут возможное место лечения почти исключительно онлайн.

Давайте разберемся, что же это такое применительно к медтуризму.

врач организует встречу с медтуристом

Что это такое?

Агрегатор, или маркетплейс — веб-ресурс, который собирает и классифицирует информацию и предложения разных организаций в одном месте.

Бывают маркетплейсы товаров, вроде Wildberries, и услуг, вроде Яндекс.Такси. Кстати, все сервисы Яндекса — это агрегаторы: недвижимость, такси, еда… Зарабатывает такой портал с комиссии с продаж товаров и сервисов тех компаний, которые на нем размещены. Сам он, как правило, не продает какие-либо свои товары, он предоставляет партнерам уже имеющую трафик из посетителей площадку.

В отличие от стандартных страниц компаний такая платформа сложнее технически и по объему и представлению информационных данных. За счет этого у нее всегда больше трафика, чем у отдельного веб-сайта. Но при этом и учреждений, в нашем случае медицинских, на такой площадке много, значимо больше, чем клиник у крупной федеральной сети, имеющих одну общую страницу. Другими словами, агрегатор в медтуризме — это сайт медицинского туризма, на котором размещены десятки, иногда сотни медорганизаций.

Для потребителя пользоваться такой площадкой проще и удобнее, так как большой выбор предложений сосредоточен в одном месте, интерфейс понятен, сравнивать предложения и смотреть отзывы удобно, за отбор представленных компаний по качеству отвечает интернет-ресурс.

В некоторых сферах без таких площадок просто не обойтись, потому что на рынке слишком много предложений, и человек самостоятельно не может собрать, проанализировать и выбрать лучшее.

Для компаний же через подобные платформы проще и быстрее выходить на целевую аудиторию, так как они делают все для роста трафика и чтобы пользователю было удобно искать информацию.

пациентка прилетела лечиться

Развитие сайтов медицинского туризма по типу агрегатора

Несмотря на то, что в России на рынке медуслуг подобные платформы — довольно новое явление, в мире их история насчитывает уже пару десятилетий: Амазон, мировой лидер веб-ресурсов этого типа, был запущен в 1994 г.

Сфера медицины традиционно отличается консерватизмом, но и тут идет развитие подобных платформ: вебсайт записи на прием к врачу в США запущен в 2007 г., первые российские ресурсы записи на прием к врачу ПроДокторов и DocDoc запущены в 2011-2012 гг., первые площадки, аккумулирующие предложения в сфере медтуризма RussianHospitals, Russiamedtravel — 2019-2020 гг.

Помимо умения создавать трафик такая площадка от стандартного агентства медтуризма отличается размером: если агентство считается крупным, когда оно отправляет более 20 пациентов в месяц, то подобный портал оперирует сотнями и тысячами заявок. Соответственно, и количество партнеров у него в разы выше.

В медтуризме на аккумулирующем предложения сайте медицинского туризма размещены карточки госпиталей и врачей со всех регионов РФ, принимающих медтуристов по разным меднаправлениям, и много других полезных сведений. Информация стандартизирована. У посетителя есть выбор, он может сравнить условия и цены. В итоге он оставляет заявку на оказание врачебной помощи в выбранных медучреждениях на платформе. Окончательный выбор места происходит после получения ответов с деталями лечения в ответ на запрос.

Финансовая модель взаимодействия

Обычно данные о клинике размещаются бесплатно. Если она пользуется спросом, в нее едут пациенты, то платформа получает комиссию от суммы, оплаченной обратившимся. Комиссия составляет от 5 до 25%. Кроме того, эти площадки часто предлагают госпиталям различные дополнительные сервисы за дополнительную стоимость, например, повышение рейтинга, размещение прямых контактов и так далее.

Довольная пациентка из-за рубежа

Плюсы и минусы работы для российских медорганизаций

Плюсы

  • Аккумулирующие предложения платформы обычно выходят в топ поисковой выдачи, так как воспринимаются поисковиками как лучшие источники данных: там много предложений, ссылок, пользователь долго остается на таком сайте медицинского туризма и часто на нем и заканчивает свой поиск. Они имеют большой трафик, направляя его в партнерские больницы.
  • Платформа берет на себя маркетинговую функцию, в которой медучреждения традиционно не сильны, особенно государственные, — продвижение медицинских услуг целевой аудитории. Учреждению достаются те лиды, которые оно не получит со своего веб-сайта.
  • Ресурсы дают качественную информацию для пациентов в своей узкой нише — зачастую более качественную и релевантную, чем сайты самих больниц. Они отвечают за оформление данных, клиника — за ее предоставление.
  • Медорганизация расходует средства на оплату комиссии только после оплаты от прибывших пациентов.
  • Агрегаторы собирают отзывы — мнение уже завершивших лечение людей. Медучреждение получает обратную связь, на основании которой она может улучшать свои процессы, относящиеся к экспорту медуслуг.

Минусы

  • Неуникальность клиники. Здесь представлены десятки, сотни и даже тысячи госпиталей, поэтому каждой отдельной больнице сложнее выделиться, особенно если она не умеет работать с контентом. Это особенно применимо к порталам, предлагающим врачебную помощь в множестве стран и сотнях медорганизаций по всему миру, так как при этом необходимо отстраиваться не только от местных конкурентов, но и от множества отличных зарубежных клиник.
  • Работа с веб-ресурсом не является полностью бесплатной: за лиды приходится платить.
  • Репутационный риск. Такие веб-платформы имеют жесткие правила предоставления информации и работы. Если больница не готова быстро и качественно отвечать на запросы, то работа с таким интернет-порталом может создать ей негативный имидж за счет отзывов медтуристов, не получивших вовремя ответ.
  • Риск безответственности: бывают недобросовестные партнеры, которые только собирают и выкладывают любой информационный хлам и никак не модерируют контент. Такой сайт медицинского туризма вводит в заблуждение клиента.

поездка на лечение

Какие варианты доступны для российских клиник?

Агрегаторов в медтуризме в мире несколько десятков. Их можно поделить на 2 категории: предлагающие врачебную помощь по всему миру или фокусно — в одной стране, в нашем случае — в России.

Первый тип — предлагающие лечение в многих странах по любой нозологии. Такие интернет-ресурсы за последние 5 лет имеют случаи закрытия проектов, например, Medigo, Archimedix, при этом новые не открываются.

Второй тип более успешен: за последние 5 лет подобные проекты возникли во многих странах: Южная Корея, Дубай, Иран, Индия, Турция, Россия и т. п. Такие порталы специализированы, им проще выйти на свою целевую аудиторию. Но не все они интересны отечественному медучреждению, так как сведения о нем можно разместить только на порталах, представляющих Российскую Федерацию.

Их всего два: russianhospitals.ru и rusmedtravel.ru.

Характеристика доступных площадок

Успех сотрудничества с подобным сайтом медицинского туризма и, как итог, привлечение медтуристов зависит от 3-х факторов:

  • качество и объем представления информации о клинике и ее врачах
  • удобство пользования, формы запроса и сервис для пациента
  • качество коммуникации между порталом и медорганизацией.

Специализация по странам сайтов медицинского туризма, доступных для медучреждений РФ.

категоризация по странам сайтов медтуризма

Что необходимо для сотрудничества?

Отдельно отметим, что для успешного сотрудничества и, как итог, приезда медтуристов, необходимо приложить усилия и медорганизации:

  • Подготовить полный и качественный контент согласно требованиям партнера
  • Создать отдел медтуризма, сотрудники которого ответственны за работу с запросами на лечение от портала и оперативное предоставление ответов
  • Озаботиться достаточным уровнем немедицинского сервиса для медтуристов.

Новая онлайн-реальность

Агрегаторы в разных нишах уже получают верхние места в поисковой выдаче и дальше будут занимать все больше места на рынке. Это общий тренд, и бизнес может либо встраиваться в «новый порядок», либо уходить в те ниши, где никто не станет делать подобные ресурсы. Этот тренд отчетливо виден и в медицинской сфере, где сайты медицинского туризма такого типа становятся значимыми игроками на рынке.

Для сотрудничества с порталом Russianhospitals и продвижения вашей медицинской организации можно подать заявку на странице Партнеры.

Автор экспертной статьи:

Резина Алла Геннадьевна

Директор национального портала медицинского туризма Клиники России

исполнительный директор Ассоциации агентств медицинского туризма

Клиники России

Автор экспертной статьи:

Резина Алла Геннадьевна

Директор национального портала медицинского туризма Клиники России

исполнительный директор Ассоциации агентств медицинского туризма

Клиники России

RussianHospitals —

это национальный портал медицинского туризма

135+ клиник

1 400+ врачей

12 000+ пациентов

1216 отзывов