Содержание
Год начала пандемии дал мощный импульс развитию электронной торговли, так называемому e-commerce. И многие компании вынужденно посмотрели в сторону сбыта своих товаров и услуг через интернет, а также в спину тех дальновидных счастливчиков, кто давно и успешно развивает онлайн-коммерцию.
Один из все более популярных каналов продаж в интернете — это сайты-агрегаторы. Через них продает как малый бизнес, у которого мало своих ресурсов на самостоятельное продвижение в интернете, так и крупные организации, которые ведут статистику продаж и с цифрами в руках понимают, что этот канал сбыта дает существенное увеличение оборота. И рынок медуслуг — не исключение. Особенно с учетом того, что иностранные пациенты ищут возможное место лечения почти исключительно онлайн.
Давайте разберемся, что же это такое применительно к медтуризму.
Что это такое?
Агрегатор, или маркетплейс — веб-ресурс, который собирает и классифицирует информацию и предложения разных организаций в одном месте.
Бывают маркетплейсы товаров, вроде Wildberries, и услуг, вроде Яндекс.Такси. Кстати, все сервисы Яндекса — это агрегаторы: недвижимость, такси, еда… Зарабатывает такой портал с комиссии с продаж товаров и сервисов тех компаний, которые на нем размещены. Сам он, как правило, не продает какие-либо свои товары, он предоставляет партнерам уже имеющую трафик из посетителей площадку.
В отличие от стандартных страниц компаний такая платформа сложнее технически и по объему и представлению информационных данных. За счет этого у нее всегда больше трафика, чем у отдельного веб-сайта. Но при этом и учреждений, в нашем случае медицинских, на такой площадке много, значимо больше, чем клиник у крупной федеральной сети, имеющих одну общую страницу. Другими словами, агрегатор в медтуризме — это сайт медицинского туризма, на котором размещены десятки, иногда сотни медорганизаций.
Для потребителя пользоваться такой площадкой проще и удобнее, так как большой выбор предложений сосредоточен в одном месте, интерфейс понятен, сравнивать предложения и смотреть отзывы удобно, за отбор представленных компаний по качеству отвечает интернет-ресурс.
В некоторых сферах без таких площадок просто не обойтись, потому что на рынке слишком много предложений, и человек самостоятельно не может собрать, проанализировать и выбрать лучшее.
Для компаний же через подобные платформы проще и быстрее выходить на целевую аудиторию, так как они делают все для роста трафика и чтобы пользователю было удобно искать информацию.
Развитие сайтов медицинского туризма по типу агрегатора
Несмотря на то, что в России на рынке медуслуг подобные платформы — довольно новое явление, в мире их история насчитывает уже пару десятилетий: Амазон, мировой лидер веб-ресурсов этого типа, был запущен в 1994 г.
Сфера медицины традиционно отличается консерватизмом, но и тут идет развитие подобных платформ: вебсайт записи на прием к врачу в США запущен в 2007 г., первые российские ресурсы записи на прием к врачу ПроДокторов и DocDoc запущены в 2011-2012 гг., первые площадки, аккумулирующие предложения в сфере медтуризма RussianHospitals, Russiamedtravel — 2019-2020 гг.
Помимо умения создавать трафик такая площадка от стандартного агентства медтуризма отличается размером: если агентство считается крупным, когда оно отправляет более 20 пациентов в месяц, то подобный портал оперирует сотнями и тысячами заявок. Соответственно, и количество партнеров у него в разы выше.
В медтуризме на аккумулирующем предложения сайте медицинского туризма размещены карточки госпиталей и врачей со всех регионов РФ, принимающих медтуристов по разным меднаправлениям, и много других полезных сведений. Информация стандартизирована. У посетителя есть выбор, он может сравнить условия и цены. В итоге он оставляет заявку на оказание врачебной помощи в выбранных медучреждениях на платформе. Окончательный выбор места происходит после получения ответов с деталями лечения в ответ на запрос.
Финансовая модель взаимодействия
Обычно данные о клинике размещаются бесплатно. Если она пользуется спросом, в нее едут пациенты, то платформа получает комиссию от суммы, оплаченной обратившимся. Комиссия составляет от 5 до 25%. Кроме того, эти площадки часто предлагают госпиталям различные дополнительные сервисы за дополнительную стоимость, например, повышение рейтинга, размещение прямых контактов и так далее.
Плюсы и минусы работы для российских медорганизаций
Плюсы
- Аккумулирующие предложения платформы обычно выходят в топ поисковой выдачи, так как воспринимаются поисковиками как лучшие источники данных: там много предложений, ссылок, пользователь долго остается на таком сайте медицинского туризма и часто на нем и заканчивает свой поиск. Они имеют большой трафик, направляя его в партнерские больницы.
- Платформа берет на себя маркетинговую функцию, в которой медучреждения традиционно не сильны, особенно государственные, — продвижение медицинских услуг целевой аудитории. Учреждению достаются те лиды, которые оно не получит со своего веб-сайта.
- Ресурсы дают качественную информацию для пациентов в своей узкой нише — зачастую более качественную и релевантную, чем сайты самих больниц. Они отвечают за оформление данных, клиника — за ее предоставление.
- Медорганизация расходует средства на оплату комиссии только после оплаты от прибывших пациентов.
- Агрегаторы собирают отзывы — мнение уже завершивших лечение людей. Медучреждение получает обратную связь, на основании которой она может улучшать свои процессы, относящиеся к экспорту медуслуг.
Минусы
- Неуникальность клиники. Здесь представлены десятки, сотни и даже тысячи госпиталей, поэтому каждой отдельной больнице сложнее выделиться, особенно если она не умеет работать с контентом. Это особенно применимо к порталам, предлагающим врачебную помощь в множестве стран и сотнях медорганизаций по всему миру, так как при этом необходимо отстраиваться не только от местных конкурентов, но и от множества отличных зарубежных клиник.
- Работа с веб-ресурсом не является полностью бесплатной: за лиды приходится платить.
- Репутационный риск. Такие веб-платформы имеют жесткие правила предоставления информации и работы. Если больница не готова быстро и качественно отвечать на запросы, то работа с таким интернет-порталом может создать ей негативный имидж за счет отзывов медтуристов, не получивших вовремя ответ.
- Риск безответственности: бывают недобросовестные партнеры, которые только собирают и выкладывают любой информационный хлам и никак не модерируют контент. Такой сайт медицинского туризма вводит в заблуждение клиента.
Какие варианты доступны для российских клиник?
Агрегаторов в медтуризме в мире несколько десятков. Их можно поделить на 2 категории: предлагающие врачебную помощь по всему миру или фокусно — в одной стране, в нашем случае — в России.
Первый тип — предлагающие лечение в многих странах по любой нозологии. Такие интернет-ресурсы за последние 5 лет имеют случаи закрытия проектов, например, Medigo, Archimedix, при этом новые не открываются.
Второй тип более успешен: за последние 5 лет подобные проекты возникли во многих странах: Южная Корея, Дубай, Иран, Индия, Турция, Россия и т. п. Такие порталы специализированы, им проще выйти на свою целевую аудиторию. Но не все они интересны отечественному медучреждению, так как сведения о нем можно разместить только на порталах, представляющих Российскую Федерацию.
Их всего два: russianhospitals.ru и rusmedtravel.ru.
Характеристика доступных площадок
Успех сотрудничества с подобным сайтом медицинского туризма и, как итог, привлечение медтуристов зависит от 3-х факторов:
- качество и объем представления информации о клинике и ее врачах
- удобство пользования, формы запроса и сервис для пациента
- качество коммуникации между порталом и медорганизацией.
Специализация по странам сайтов медицинского туризма, доступных для медучреждений РФ.
Что необходимо для сотрудничества?
Отдельно отметим, что для успешного сотрудничества и, как итог, приезда медтуристов, необходимо приложить усилия и медорганизации:
- Подготовить полный и качественный контент согласно требованиям партнера
- Создать отдел медтуризма, сотрудники которого ответственны за работу с запросами на лечение от портала и оперативное предоставление ответов
- Озаботиться достаточным уровнем немедицинского сервиса для медтуристов.
Новая онлайн-реальность
Агрегаторы в разных нишах уже получают верхние места в поисковой выдаче и дальше будут занимать все больше места на рынке. Это общий тренд, и бизнес может либо встраиваться в «новый порядок», либо уходить в те ниши, где никто не станет делать подобные ресурсы. Этот тренд отчетливо виден и в медицинской сфере, где сайты медицинского туризма такого типа становятся значимыми игроками на рынке.
Для сотрудничества с порталом Russianhospitals и продвижения вашей медицинской организации можно подать заявку на странице Партнеры.

RussianHospitals —
это национальный портал медицинского туризма
135+ клиник
1 400+ врачей
12 000+ пациентов
1216 отзывов