Содержание
Виды медицинского туризма
Медицинский туризм — это поездка с целью планового лечения медицинского туриста из региона проживания в другой город или страну.
Среди экспертов рынка принято выделять оздоровительный и SPA-туризм и собственно лечебный туризм.
Кроме того, выделяют разные виды этого понятия в зависимости от направления передвижения:
- Въездным называется вид перемещения, когда нерезидент въезжает в нашу страну с целью лечения;
- Выездной поток — наоборот, когда житель, например, Санкт-Петербурга, едет в госпитали Германии или Турции;
- Внутренний медицинский туризм в России — случай, когда россияне едут лечиться из одного города страны в другой.
Развитие федерального проекта экспорта медицинских услуг
В 2019 году стартовал федеральный проект «Развитие экспорта медицинских услуг», направленный на увеличение числа людей, въезжающих в страну для прохождения лечения. Согласно Указу Президента от 7.05 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» цель проекта — увеличение совокупного объема экспорта медицинских услуг до $1 млрд к 2024 году. В проекте приняли участие значимые федеральные и региональные учреждения здравоохранения в 70 субъектах РФ.
На площадке Экспоцентра в Москве в рамках Российской недели здравоохранения запустилась выставка MedTravelExpo, на которой участники рынка обсуждают задачи и проблемы развития рынка. Ряд российских регионов стартовали со своими собственными программами. Среди наиболее активных субъектов стоит выделить Волгоград, ХМАО Югру, Санкт-Петербург. В 2022-2023 годах в отмеченных субъектах были проведены ознакомительные туры, где агентства медицинского туризма знакомились с достижениями лучших региональных медицинских центров.
Волгоград ежегодно проводит международную научно-практическую конференцию по проблемам и перспективам отрасли, собирая экспертов-практиков из России, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Беларуси и других стран.
Национальный портал медицинского туризма RussianHospitals.ru поддерживает развитие экспорта медицинских услуг. Задачи агрегатора:
- Познакомить потенциальных медицинских туристов из СНГ и российских регионов с возможностями отечественных клиник и их лучшими докторами;
- Способствовать продвижению брендов как передовых медицинских организаций, так и их лучших докторов в сети Интернет;
- Способствовать информированию россиян о существующей доступной альтернативе терапии или операции в их домашнем регионе;
- Помогать физическим лицам в подборе вариантов лечения у топовых специалистов.
Для реализации этих целей портал проводит интервью с докторами, публикуя их в общем доступе для широкой потенциальной аудитории, организует мероприятия, где агентства могут познакомиться с передовыми наработками российских клиник.
Портал открыт к сотрудничеству, если вы — медицинская организация или врач, то оставьте заявку на сотрудничество, заполнив форму обращения.
Почему люди готовы ехать лечиться «за тридевять земель»?
3 типа мотивации
Чаще всего пациентов мотивирует на путешествие возможность получения доступа к современным методикам диагностики, терапии, хирургии и реабилитации.
На втором месте — денежная мотивация, соотношение цены и качества лечения. Стоимость диагностики и терапии может отличаться кардинально даже внутри РФ, не говоря про межстрановую разницу.
Возможность сократить сроки ожидания операции или обследования также может быть значимой для принятия решения о поездке.
Дополнительными факторами могут быть законодательные ограничения, когда та или иная врачебная манипуляция запрещена в одном государстве, но разрешена в другой, либо ситуативная возможность совместить отдых за рубежом с плановым лечением.
Лечение в России
Наибольший поток на сегодня наблюдается из стран СНГ. Наиболее востребована хирургия, которая попадает в категорию высокотехнологичной медицинской помощи. Онкология, нейрохирургия, кардио и сосудистая хирургия, ортопедия, трансплантации, офтальмология — сложные случаи из этих разделов медицины мотивируют искать самые качественные варианты помощи. Отечественная медицина по этим направлениям признана на международном уровне.
Кроме того, одним из поводов к поездке является экономия: цены на услуги в РФ существенно ниже стоимости сервиса в амбулаторном звене либо же государственных госпиталях в Европе. Соответственно, наши соотечественники, живущие за рубежом, приезжая домой к родственникам, ищут возможности сэкономить и вылечить зубы или пройти какие-то плановые процедуры на родине. А москвичи — с тем же обоснованием — охотно выделяют несколько дней на стоматологический сервис в отдалении от столицы.
Причины для поездок в Москву на лечение
Несмотря на то, что стоимость лечения в столицах зачастую выше аналогичного в регионах, столичные федеральные центры пользуются спросом у внутренних пациентов. Причин для этого несколько:
- В Москве, Санкт-Петербурге выше концентрация передовых медицинских центров с отличным оборудованием и высококлассными специалистами;
- Некоторые процедуры доступны далеко не везде. Например, радиойодтерапия проводится всего в нескольких субъектах РФ, и пациенты после операций на щитовидной железе вынуждены выезжать с целью получения услуги.
- Многомесячные очереди на манипуляции по системе ОМС, ожидание квот также могут явиться причиной поездки. Многие частные госпитали на сегодня участвуют в программе обязательного страхования и могут предлагать, например, бесплатное эндопротезирование без очередей для регионального пациента.
Как увеличить поток иностранных и инорегиональных пациентов в клинику?
Получить больше иностранных коммерческих клиентов для клиники — желанный результат. Средний чек у таких клиентов существенно выше — по пустяковым поводам лечиться не ездят, проходят процедуры дома.
Существуют 2 основных пути привлечения таких клиентов: выстраивание партнерской сети врачей из партнерских центров и распространение информации о преимуществах клиники и опыте ее врачей на массовую аудиторию пациентов и их родственников.
Международный медицинский туризм
Сама идея целенаправленного путешествия для улучшения здоровья приобретает все большую популярность в мире. Это связано, в первую очередь, со старением населения. Чем старше человек, тем большее количество заболеваний у него есть в среднем, тем больше востребованность качественной медицинской помощи.
Вторым фактором отметим возрастающую доступность информации, легкость ее получения. Если раньше, чтобы понять, а какие современные методы лечения доступны за границей, и чем они предпочтительнее, необходимо было владеть иностранным языком, обращаться к специалистам, то сегодня эта информация гораздо более доступна благодаря развитию автоматических переводчиков и систем искусственного интеллекта.
Статья записана на основе интервью с Резиной А.Г., руководителем Ассоциации агентств медицинского туризма
RussianHospitals —
это национальный портал медицинского туризма
135+ клиник
1 400+ врачей
12 000+ пациентов
1216 отзывов